Как платформа для тестирования Fplus «Спутник» помогает развивать экосистему отечественных ИТ-решений
Кейс: разработка системы Pilotage Multi-Métier для ПСМА Рус
Fplus Telco: компактный сервер для телекома
Анна Сахарова («Лобачевский Lab»): «Основная задача Парка науки ННГУ — развивать нижегородскую научную коммуникацию, и современные технологии помогают шире охватывать аудиторию»
«Спутник NAS»: сервер для хранения «холодных» данных
ЦБ
°
понедельник, 22 декабря 2025

Михаил Мишустин: более 3 млн россиян воспользовались сервисом по защите от мошенников в сети

Председатель Правительства России Михаил Мишустин провёл стратегическую сессию, посвящённую мерам по борьбе с кибермошенничеством. Об этом сообщает сайт министерства цифрового развития Удмуртской Республики.

Мишустин отметил, что благодаря внедрению комплексной системы защиты, количество цифровых преступлений в стране начало сокращаться.

«В результате уже принятых мер впервые с июля текущего года зафиксировано снижение количества зарегистрированных цифровых преступлений. За 10 месяцев их общее число уменьшилось на 9,5% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. А если сравнивать октябрь к октябрю, то падение составляет почти четверть», – сообщил Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин.

По поручению Президента России развёрнута многоуровневая система защиты. Ключевые меры включают:

  • Маркировка входящих звонков от бизнеса. Теперь на экране смартфона должно высвечиваться, от какой компании они поступают.
  • Ограничения для организаций: госорганам, банкам, сотовым операторам и цифровым платформам, таким как маркетплейсы, запрещено использовать зарубежные мессенджеры для общения с клиентами
  • Изменения для операторов связи. Сообщения с кодами доступа на портал госуслуг теперь приходят только после завершения телефонного разговора, что лишает мошенников возможности выманить код в ходе беседы. С момента, когда начала действовать эта мера, заблокировано уже свыше 13 млн таких СМС.
  • Вызовы с подменённых номеров теперь пресекаются на уровне сети и не доходят до абонента.

Кроме этого, расширили набор инструментов, которые помогают жителям самостоятельно защитить себя и свои средства. Наиболее востребованные – самозапреты.

«Самозапрет на кредиты входит в число самых популярных у граждан инструментов для защиты от мошенников. Его уже установили свыше 20 млн россиян с 1 марта этого года. То есть на сегодняшний день более 1 млн человек ежемесячно оформляют самозапрет на выдачу кредитов и займов. Вместе с тем порядка 1 млн россиян установили самозапрет на выдачу новых СИМ-карт. Так, в случае утери документов или других инцидентов у злоумышленников не получится оформить СИМ-карту на имя человека и, как следствие, использовать её в мошеннических схемах. Сервис доступен с 1 сентября этого года», – сообщил заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Григоренко.

На портале госуслуг есть отдельный сервис «Защита от мошенников в сети». По словам Михаила Мишустина, им воспользовалось уже более 3 миллионов человек. Сервис используют в том числе для подачи заявки на восстановление доступа к «Госуслугам», если кто то попытался завладеть учётной записью человека или уже это сделал.

Активно участвует в борьбе с кибермошенничеством и бизнес. Банки внедрили системы анализа транзакций, которые в режиме реального времени предупреждают клиентов о подозрительных операциях и останавливают их. В прошлом году было предотвращено свыше 27 млн операций, совершаемых без добровольного согласия клиентов.

В настоящее время готовится пакет законопроектов, усиливающих ответственность за цифровые преступления. Также по поручению Президента России будет создана единая государственная информационная система «Антифрод». Она объединит ресурсы банков, операторов связи, цифровых платформ и правоохранительных органов для оперативного обмена данными и мгновенного реагирования на угрозы.

В Удмуртии также зафиксирована высокая активность цифровых мошенников, но одновременно усиливаются и меры противодействия. По данным регионального МВД, наиболее распространены следующие преступные схемы:

  1. Мошенники звонят потенциальной жертве и убеждают назвать код из полученного СМС-сообщения (или паспортные данные) под различными предлогами: продления договора на услуги связи, перерасчета пенсионного стажа, пересчета налогов, доставки посылки, получения копий ключей при замене домофона, оформления электронной медицинской книжки, записи на прием к врачу и др.
    После этого человеку звонят другие лица, которые представляются сотрудниками Госуслуг, Росфинмониторинга, Роскомнадзора, правоохранительных органов. Они обманывают, что неизвестные пытаются оформить кредиты и убеждают перечислить деньги якобы на безопасный счёт или передать курьеру.
  2. При переходе по фишинговой ссылке, дублирующей сайты популярных компаний, либо после получения какого-либо «выгодного» предложения устанавливается вредоносное ПО.
  3. При обсуждении купли-продажи в мессенджере или других интернет-сервисах.
  4. Через социальные сети и мессенджеры – со взломанных страниц знакомых мошенники просят потенциальную жертву одолжить деньги срочно, на короткий срок, либо проголосовать за что-либо.
  5. Через площадки дополнительного заработка (биржи, криптообменники).

Свежее по теме